Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. Среди них:

— гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним – критический возраст для формирования способности любить другого человека.

— установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

— развитие способности к конструкторским играм, практического мышления.

— развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

— эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.

синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

— мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

— развитие восприятия, внимания, памяти(от непроизвольных форм к произвольным).

— интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передача жизненного и морального опыта людей).

— становление воли, произвольности действий.

— любознательность (в 4-5 лет дети – «почемучки»)

— развитие воображения. Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает – свои чувства и эмоциональное состояние).

— к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка. Формируется эгоцентрическая речь, которая затем перерастает во внутреннюю.

— появляется интерес к половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть – цензор моральных суждений.

— первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности, либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

— у ребенка возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

— проявление личного сознания (самооценка). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т.п.

— появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

— в интеллектуальной сфере – концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способность к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание).

— в личной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

— в 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого – потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)

Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет): 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *